Сотрудничество ортопеда и подолога
Добрый день. Меня зовут Артур. И я ортопед, который сотрудничает с подологами. Сотрудничаю, кстати, давно и плодотворно.
Многие подологи спрашивают меня, с чего начать сотрудничество с ортопедом. Я думаю, первое, с чего стоит начать – это знакомство. Вы читаете отзывы о специалисте, затем идете к нему, возможно, даже как клиент, присматриваетесь, или просто идете с предложением о сотрудничестве. Главное – знакомитесь лично. Рассказываете о своей профессии и спрашиваете, есть ли возможность направлять к нему пациентов.
Здесь важно понимать, что весь смысл самого простого сотрудничества между подологом и ортопедом базируется на том, что подолог, видя, что проблема со стопой зависит от факторов, связанных с ортопедией, либо подозревая, что такая проблема есть, должен отправлять пациента к ортопеду. И подологу нужно найти такого специалиста, знания и навыки которого помогут ему в решении этой проблемы. Плюс этот специалист должен еще обладать и временем для сотрудничества, чтобы вести новые консультации.
Для сотрудничества было бы идеальным, чтобы подолог обладал знаниями азов ортопедии, мог визуально определять фазы деформации, знать их причины и последствия – только тогда он будет разговаривать с врачом-ортопедом на одном языке.
Чтобы согласовать все необходимые нюансы, подолог должен четко объяснить ортопеду, что ему нужно, с какими проблемами он чаще всего встречается в кабинете, почему данная проблема не может решиться без специалиста. И в процессе разговора выяснится, сможет ли ортопед в данном случае помочь, и если да, то в какой форме будет эта помощь.
Хочу сразу отметить, что есть важный момент, который мешает плодотворному сотрудничеству и который чаще всего является причиной полного прекращения такого сотрудничества, – это то, что ортопед является специалистом широкого профиля и, скорее всего, у него есть свои приоритеты в работе.
Подолог же, со своей стороны, хочет очень быстро получить ответ, не учитывая при этом загрузку ортопеда. И если каждая из сторон будет считать, что его работа очень важна и является приоритетной, и при этом не учитывает загруженность другого, то собственно, на этом сотрудничество и прекращается. Понимание того, что люди тоже работают и заняты, напротив, может сделать его успешным.
Еще один очень важный момент в сотрудничестве подолога и ортопеда – это четкое разграничение функций. Если подолог объяснит алгоритм своей работы, ортопед сможет сказать, в какой форме он сможет консультировать, в каких случаях к нему можно обратиться и чем в данном случае он может помочь.
Также можно обговорить и установку в кабинете подолога дополнительного оборудования, например, плантографа или плантоскопа. Используя его, подолог может поставить человека на аппарат и отправить фото или видео ортопеду (при подозрении на плоскостопие). В этом случае возможна предварительная, поверхностная консультация, не полноценная, обратите внимание, а предварительная консультация для определения именно первого алгоритма действий. Но это даст ортопеду понимание, с чем к нему придет пациент и этим значительно ускорит процесс решения проблемы.
Но и на этом этапе случаются казусы и бывают неприятные моменты, которые также негативно отражаются на сотрудничестве. Это когда подолог пытается подменить собой врача и выполнять несвойственные ему функции (ставить диагноз, назначать процедуры и т. д.). Здесь стоит помнить: сотрудничество тогда будет максимально плодотворным, когда каждый будет заниматься своим делом, но при этом быть заинтересованным в работе и результатах другого. То есть помогать друг другу – и вместе с тем не тянуть одеяло на себя и не брать на себя функции партнера (особенно без ведома того же партнера).
Хочу обратить внимание и на такой момент, как заинтересованность подолога в конечном результате. Если подолог направляет пациента к ортопеду, он всегда должен интересоваться, к каким результатам привела его работа. Это добавит ему, во-первых, опыта, знаний. Во-вторых, позволит в дальнейшем ссылаться на этот же опыт совместной работы. Я имею в виду то, что подолог, если приходит пациент с подобной проблемой, может сказать, что такой случай уже был и что они решали проблему с ортопедом таким-то образом. Кроме того, его знания, его компетентность будут работать и на его имя. И ещё плюс – он будет понимать, какой результат может дать ортопед, будет разбираться в сроках, методах работы и сможет правильно сориентировать своих клиентов. А это всегда идет на пользу в достижении нужных результатов в работе с ними.
Какие инструменты должны быть у подолога? Многие пользуются листами А4, но в идеале в арсенале подолога должны быть два основных инструмента – это линейка для измерения внутреннего размера обуви и линейка для измерения стопы – мерка Хайдера (стопомер). Это поможет на начальной стадии и самому подологу разобраться со стопой, и сориентировать ортопеда, с которым он будет сотрудничать.
Хочу коснуться вопроса изготовления стелек, когда подолог сам делает оттиск, а затем обращается к ортопеду с просьбой их изготовить.
Здесь важно уяснить, что это не так просто, как кажется. Не имея определенных знаний, подолог не сможет сделать оттиск правильно. Он обязательно должен пройти обучение, чтобы понимать, какие могут быть погрешности при постановке стопы, какие могут быть ошибки, какие важные моменты нужно учитывать.
В моей практике были случаи, когда подолог направлял ко мне человека с плоскостопием, потому что ему так показал лист А4. В действительности при осмотре клиента плоскостопия не было, а были совсем другие проблемы.
И здесь вы должны понимать, что такие случаи прежде всего бросают тень на подолога – пациент не будет разбираться, ваша это компетенция или не ваша. Поэтому когда вы пытаетесь ставить какой-либо диагноз, то должны понимать, что есть большая вероятность того, что он может быть оспорен. Нужно быть очень осторожным – предполагать, а не утверждать. И дальше уже плотно сотрудничать с ортопедом. Если вы вдвоем будете работать в данном направлении, у вас обязательно сложатся хорошие, доверительные отношения.
Если вы спросите у меня, готов ли я браться за изготовление стелек, не обследуя сам пациента, то для меня это очень сложный вопрос. Я бы скорее отказался от такого сотрудничества, потому что для меня, как для человека, пребывающего в профессии очень давно и имеющего довольно большой опыт, есть понимание многогранности проблем со стопой. И поэтому я всегда предпочитаю делать свою работу, сам обследуя пациента, а не по результатам обследования от подолога.
Но я всегда рад выстраивать отношения с подологами и всегда открыт к диалогу. И многие мои коллеги, я знаю, уже давно и прекрасно с ними работают.
Поэтому всё, что вам нужно – открыть для себя мир ортопедии, мир новых знаний и сотрудничества с ортопедами.
- Комментарии